Нефть, газ и право,
30 августа 2002 г.
Рекомендации Парламентских слушаний «Об экологическом страховании в Российской Федерации», 6 июня 2002 г. 638 просмотров
В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представители Администрации Президента РФ, Счетной палаты РФ, Аппарата Правительства РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, других заинтересованных министерств и ведомств, Российской Академии наук и научной общественности, финансовых организаций, производственных предприятий, страховых компаний, а также средств массовой информации.
Участники парламентских слушаний отмечают:
В современных условиях развития общества при переходе экономики России на рыночные принципы отношений, существующие методы финансирования природоохранных мероприятий являются недостаточными. Дефицит федерального бюджета и снижение финансового обеспечения государственных функций в области охраны окружающей среды до 0,5% расходной части бюджета выдвигают необходимость поиска новых источников средств, требующихся для предупреждения и ликвидации экологического ущерба, возникающего в результате хозяйственной деятельности. В сложившихся условиях представляется целесообразным перенесение бремени экономической ответственности за состояние окружающей среды, в первую очередь, хозяйствующих субъектов и иные негосударственные структуры, в том числе страховые. В настоящее время практически отсутствуют возможности привлечения средств от предприятий на реализацию предупредительных природоохранных мероприятий и ликвидацию последствий нанесенного ими вреда вследствие негативного воздействия хозяйственной деятельности, а также компенсацию возникшего ущерба третьим лицам. До настоящего времени все эти проблемы решались преимущественно за счет бюджетных ассигнований, размеры которых были значительно ниже объемов средств, необходимых для осуществления предупредительных, защитных и восстановительных мероприятий. При этом следует учесть, что большая доля объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относится к потенциально опасным для окружающей среды производствам в различных отраслях экономики. В основном это предприятия, деятельность которых предусматривает освоение, добычу и использование природных ресурсов. Помимо этого существенный экологический ущерб наносится вследствие негативного воздействия природных явлений, стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф. Учитывая, что в структуре экономики продолжают лидировать особенно опасные для окружающей среды отрасли, в первую очередь добыча и первичная переработка природных ресурсов, то, следовательно, реализация программ снижения экологических рисков в этой сфере должна быть приоритетной. Необходимо законодательно урегулировать сочетание экологических интересов человека, государства и предпринимателей посредством создания системы отношений, построенной на основе их конструктивного взаимодействия и распределения ответственности, обеспечивая при этом защиту прав граждан и надежную охрану окружающей среды. Назрела необходимость формирования экономического механизма в области охраны окружающей среды, адаптированного к условиям рыночной экономики и стимулирующего существенное увеличение финансирования природоохранных мероприятий как за счет бюджетов различных уровней, так за счет привлечения средств страховых компаний, предприятий и иных источников. На территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ, несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов, более 10 тыс. бензоколонок, 150 тыс. км магистральных газопроводов, 62 тыс. км нефтепроводов, тысячи скважин, в том числе в зоне шельфа. Ежегодно на территории Российской Федерации случается до 1500 чрезвычайных ситуаций, от которых страдают тысячи человек и которые наносят многомиллиардный ущерб окружающей среде. Ежегодный материальный ущерб, причиняемый чрезвычайными ситуациями, по данным федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, составляет более 20 млрд руб. За последние 30 лет в нашей стране от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения пострадало свыше 10 млн человек, из них погибло более 600 тыс. человек. В условиях экономической и социальной нестабильности опасные для окружающей среды производственные объекты становятся все более уязвимыми для различных внешних и иных воздействий, приводящих к тяжелым последствиям для людей. На федеральном уровне предусмотрена реализация государственных целевых программ ликвидации последствий аварий и других катастроф, предупреждения возникающих бедствий. Создан резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Однако этих средств не достаточно. В мировой практике экологическое страхование получает широкое распространение при страховании гражданской ответственности за ущерб вследствие аварии на опасном производстве. Накопленный международный опыт дает ориентиры в отношении установления тарифных ставок, страховых взносов и других элементов страхования. Например, в Японии действует закон о компенсации ущерба, который понесли пострадавшие от загрязнения, за счет виновных в нем предприятий. Внедрение механизма экологического страхования в Российской Федерации требует принятия соответствующего закона, в котором для юридических и физических лиц устанавливается и законодательно закрепляется степень возмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей земель, леса, природных вод и т.п., а также расходов на экологическое оздоровление территорий. При этом открывается возможность не только компенсировать нанесенный ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды, но и получить дополнительное финансирование на модернизацию основных фондов, реконструкцию очистных сооружений и осуществление иных природоохранных мероприятий. С точки зрения обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду экологическое страхование можно рассматривать как гарантию соблюдения этих прав. Для хозяйствующего субъекта, деятельность которого является потенциально опасной или оказывает негативное воздействие на окружающую среду, необходимо выявлять существующие экологические риски и обеспечивать механизм гарантированной материальной компенсации экологического ущерба при наступлении негативного события. Именно этот механизм содержится в системе экологического страхования. Таким образом, внедрение и развитие института экологического страхования позволит существенно снизить экологические риски, уменьшить затраты государства на обеспечение экологической безопасности и гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу и возникшего в результате страхового события. В действующем законодательстве недостаточно урегулированы вопросы страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, существуют значительные пробелы, противоречия, некоторые из положений не могут быть реализованы в принципе из-за отсутствия нормативно закрепленных процедур по количественной оценке экологических рисков. Данная проблема может быть решена посредством нормирования деятельности в области экологического аудита, который должен играть роль независимого инструмента по оценке экологической допустимости хозяйственной деятельности. Обязательное экологическое страхование является одним из важнейших направлений привлечения внебюджетных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обязательное экологическое страхование должно стать одним из способов создания страхового финансового резерва в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях. Создание страховых фондов должно осуществляться также в целях финансовой поддержки предприятий при осуществлении ими природоохранных мероприятий. Условия поддержки должны быть выгодными для хозяйствующих субъектов. Для иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, должно быть законодательно закреплено требование по страхованию экологических рисков исключительно в российских страховых компаниях. Процесс страхования сам по себе вознаграждает тех, кто минимизирует будущие экологически риски и издержки общества. В результате механизм обязательного экологического страхования становится инструментом регулирования и управления экологическим риском с возможностью значительного снижения ущерба третьим лицам. Применение такого прямого экономического стимула может быть эффективным дополнением к традиционным способам экономико-правового регулирования обеспечения экологической безопасности. Участники парламентских слушаний предлагают: 1. Федеральному Собранию Российской Федерации Ускорить разработку и принятие проекта федерального закона «Об обязательном экологическом страховании». 2. Правительству Российской Федерации 2.1. Рассмотреть вопрос административно-правовой поддержки в создании системы обязательного экологического страхования. 2.2. Содействовать развитию деятельности в области экологического аудита, являющегося ключевым звеном в определении страховых рисков для окружающей среды и населения, а также ущербов, возникающих в результате хозяйственной деятельности. 2.3. Произвести учет всех производственных объектов, деятельность которых может привести к причинению вреда третьим лицам в случае непреднамеренного загрязнения окружающей среды, имея в виду в результате такого учета их классификацию по формам собственности, изношенности основных фондов и иным технико-технологическим показателям степени экологической опасности их деятельности, состоянию аварийности и финансовому состоянию.
Вся пресса за 30 августа 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование, Огневое страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
Вечерний Петербург, 11 ноября 2024 г.
В первом полугодии 2024 года страховые компании выплатили своим клиентам в Петербурге более 46 миллиардов рублей
|
|
IT Channel News, 11 ноября 2024 г.
Глава НСИС Николай Галушин назвал принципы востребованного страхования киберрисков
|
|
РИА Новости, 11 ноября 2024 г.
На границе с Грузией задержали мужчину, подозреваемого в мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
PERILS оценивает убытки отрасли в размере 1,89 млрд евро из-за наводнений в Центральной Европе в сентябре
|
|
ТАСС, 11 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил к II чтению проект бюджета Федерального ФОМС
|
|
Финмаркет, 11 ноября 2024 г.
ЦБ рекомендовал страховщикам и банкам учитывать риски ЧС в трех приграничных областях
|
|
vesti.kg, Бишкек, 11 ноября 2024 г.
За отсутствие страховки работников на опасном производстве будут штрафовать
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 11 ноября 2024 г.
Портал «Госуслуги» напомнит об окончании действия полиса ОСАГО. Что об этом думает страховой брокер
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|